Уроки ББЗ в библиотеке — это занятия, которые обучают пользователей основам библиотечно-библиографической грамотности. Они помогают научиться работать с информацией, использовать каталоги, справочники и энциклопедии, а также находить нужные книги. На таких уроках рассказывают о структуре книги, работе с разными видами каталогов (алфавитным, систематическим) и особенностях поиска информации в электронных источниках.
Основные темы уроков ББЗ
Структура книги: Знакомство с элементами книги, такими как титульный лист и оглавление.
Библиотечные каталоги: Изучение алфавитных и систематических каталогов, понимание принципов их работы и поиск книг с помощью каталожной карточки.
Справочная литература: Как пользоваться словарями и энциклопедиями, а также где найти справочные издания.
Поиск информации: Развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, как печатными, так и электронными.
Формы проведения уроков
  • Экскурсии по библиотеке: Для младших читателей это может быть вводная экскурсия, например, «В гости к книге».
  • Беседы и обзоры: Рассказы о справочной литературе и энциклопедиях.
  • Игровые формы: Например, «Турнир энциклопедистов» или другие игры для более активного вовлечения.
  • Практические занятия: Обучение работе со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, включая электронные ресурсы.

Рабочая программа библиотечных уроков на 2025 год не имеет единого стандарта и разрабатывается индивидуально каждой школой или библиотекой, как правило, в рамках годового плана работы, например, на 2025-2026 учебный год. Она включает уроки по формированию навыков работы с информацией (словари, справочники), развитию читательских компетенций (работа с разными жанрами, анализом литературы), истории книги, а также мероприятия, посвященные новым поступлениям и профессиональной периотике.
Примерные темы и структура программы
  • Вводный урок:
«Экскурсия по библиотеке», знакомство с правилами пользования, формирование культуры чтения.
  • Уроки по работе с информацией:
    • «Твои первые словари, энциклопедии, справочники».
    • «Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией» (для старших классов).
    • «Периодические издания, адресованные подросткам».
  • Уроки по развитию читательских навыков:
    • «Структура книги» (игра-повторение для 5-6 классов).
    • Обзор художественной литературы для разных возрастов.
    • Анализ различных жанров и видов литературы (библиографические очерки, повести, мемуары).
  • Исторические и познавательные уроки:
    • «История книги. Древнейшие библиотеки».
  • Другие направления:
    • Информирование о новинках фонда.
    • Проведение индивидуальных консультаций для читателей.
    • Презентация новых поступлений через «рекламу книг» и рекомендательные списки.
    • Обзор публикаций в профессиональной периодике для педагогов.

В 2025 году уроки библиотечно-библиографических знаний в школьных библиотеках будут проводиться по классам, начиная с экскурсий для первоклассников и заканчивая более сложными темами, такими как работа со справочными изданиями, структура книги и история книги для старших классов. Основная цель таких уроков — формирование у учащихся навыков работы с информацией из различных источников.
  • План библиотечных уроков по классам(пример)
  • 1 класс:
    • "Первое посещение школьной библиотеки" (ознакомительная экскурсия).
    • "Посвящение в читатели. Правила обращения с книгой".
  • 2 класс:
    • "Роль и назначение школьной библиотеки. Абонемент и читальный зал".
    • "Расстановка книг на полках".
  • 4 класс:
    • "Твои первые словари, энциклопедии, справочники".
    • "История книги. Древнейшие библиотеки".
  • 5-6 классы:
    • Игровое повторение "Структура книги".
  • 7-9 классы:
    • Более сложные темы, связанные с поиском и обработкой информации, актуальные для старших классов.
Цели и задачи
  • Формирование информационной культуры:
Обучение школьников самостоятельной работе с источниками информации, включая традиционные и нетрадиционные носители.
  • Развитие мотивации к чтению:
Воспитание уважения к книге и привитие любви к чтению.
  • Обеспечение доступа к знаниям:
Предоставление учащимся, учителям и родителям доступа к информации, идеям и культурным ценностям.
  • Развитие навыков работы с информацией:
Обучение приемам извлечения информации из разных источников (книги, периодические издания, Интернет и др.).

Как найти или создать программу начинающему библиотекарю:
  1. Обратитесь к библиотекарю:
Уточните, есть ли в вашей школе уже готовый план или программа библиотечных уроков на текущий год.
  1. Поищите примеры:
В интернете существуют готовые примеры таких программ, например, на сайтах образовательных учреждений или профессиональных сообществ.
  1. Разработайте самостоятельно:
Вы можете создать программу, опираясь на предложенные темы, возрастные особенности учеников и ресурсы вашей библиотеки.
  1. Учтите особенности вашей библиотеки:
Составьте программу, которая будет учитывать актуальные потребности читателей и цели образовательного учреждения.

Источник фото для заголовка: https://bibliotemryuk.ru/news/news_1466.html
Программа библиотечных уроков (пример)
ПРОГРАММА БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(В помощь проведению библиотечных уроков)
Создай свою библиографическую игру
«Создай свою библиографическую игру»: Метод. рек. по основам создания библиографич. игры/ сост. Е.В. Сизёхина; Самарская ОЮБ.- Самара, 2017.

Источник: Сизехина, Е. В. Создай свою библиографическую игру / Е. В. Сизехина. — Текст : электронный // Библиоград : [сайт]. — URL: https://soub.ru/node/8491 (дата обращения: 11.10.2025).

Добавить комментарий